Народные приметы

Остяцкая легенда о сотворении мира

Не было ни земли, ни воды, был только один Нум-Торум (Высший Бог). Был у Торума дом в воздухе; на расстоянии трёх аршин от дверей (оу) лежала доска (согыль), и только по этой доске ходил Нум-Торум, когда он выходил из дому. И ел и пил он только мёд (мау) и сур. День и ночь он бывал дома, только два-три раза в день выходил гулять. Когда он приходил с прогулки, то садился на место-перину, садился и думал. Однажды во время его размышления капнула капля сверху на стол. Капля скатилась со стола, упала на пол и вышел младенец-женщина (Еви). Еви, маленькая девочка, открыла дверь (оупушмэс) и вошла в другую горницу. Когда она оделась в этой комнате в платье, неизвестно откуда полученное, и вышла к Нуму, то он бросился к ней на шею, поцеловал её и сказал ей: «Будем с тобою век жить». Долго ли, коротко ли они жили, но у них родился сын (пыт-пох). Сын рос очень быстро, потому что такие люди растут быстро, и вышел однажды на преддверную доску гулять. Отец и мать говорили ему: «Далеко не ходи. Ты можешь с этой доски упасть». Он их успокоил, говоря, что не упадёт. Вдруг сверху спустилась бумага (нэбэк) прямо к сыну Нума и прильнула к ладони правой руки. Бумага эта поднялась вместе с ним кверху, и он пришёл к дедушке. Тот его спросил: «Ты пришёл ко мне?» – «Да, я пришёл». – «Как поживаешь?» – «Ничего, живу». Дедушка спросил его: «Что у тебя есть там внизу, кроме домика, широко ли там или узко?». И он ответил ему: «Ничего не знаю, широко ли узко», – «А есть ли вода или земля?» – «Ничего не знаю, вниз смотрю: везде широко, не видно ни земли, ни воды». Тогда дедушка дал ему в руку земли и ту бумажку, с которой он поднялся кверху, и спустил его обратно в домик к Нуму-Торуму, сказав ему на прощанье: «Когда ты спустишься домой, то сбрось с преддверной доски землю вниз». Когда он спустился, то землю всю высыпал вниз и пришёл в дом, который был золотой (сорни). Тогда отец и мать спросили его, где так долго ходил. Он им ответил, что был на улице, на доске и играл. На другой день дедушка сам спустился в золотой дом Нума-Торума. Его напоили и накормили. Дедушка спросил у мальчика: «Знаешь ли ты, кто больше: сын или отец?». Он ответил ему, что отец-бог выше сына. Отец и мать стали спорить, что есть один бог. Дедушка сказал им: «У вас ума нет, маленький умнее вас». Затем дедушка скрылся. На другой день мальчик вышел опять на ту же доску, посмотрел вниз и увидел землю, но лесу нет. Тогда он прибежал к родителям и сказал, что увидел землю, и стал просить пустить его вниз. Его посадили в золотую люльку (зыбку) и спустили на веревке вниз. Когда он, опустясь, правую ногу выставил из люльки на землю, то нога стала тонуть, как будто бы в болоте. Тогда отец обратно поднял его. Мальчик рассказывает, что спустился, но земля жидкая. Мать стала говорить: «Ну ладно, сынок, завтра спустимся вместе, сама посмотрю». Назавтра, раненько утром, спустились оба в люльке. Спустились оба вниз, и вот мать действительно увидела, что земли нет, а жидкая няша (болото). Она сначала стала на ноги, потом пришлось нагнуться и уцепиться руками. И вот стала она тонуть и скоро совсем скрылась. Мальчик остался и заплакал. Наконец он потянул за веревку, и отец его поднял и стал спрашивать: «Почему плачешь и где мать?» – «Мать, – говорит он, – утонула в няше». Отец стал его утешать и сказал: «Скоро ли, долго ли, но все всё равно умрем».

Скоро, однако, мать вышла из горницы, смеющаяся, и стала говорить сыну: «Зачем ты плакал? Всё равно, когда мир будет на земле, то дети будут также оплакивать своих родителей. Скоро будут деревья и трава на земле; потом народятся везде люди». На другой день поутру мальчика опять спустили на землю. Он вышел из люльки и побежал по земле: няши не было, земля укрепилась (мутакаис). Мальчик из земли сделал двух человек, мужчину и женщину, и когда он на них дунул, они стали живыми (лылынг-ханэхо). Потом Бог создал морошку (мурах) и бруснику – красную ягоду (урды-рых). И сказал Нум-Торум людям: «Вот вам мурах и урды-рых – морошка и красная ягода – питайтесь ими». Потом он им сказал: «Когда я уйду от вас, то придёт куль (черт) и будет вас соблазнять (хус-лэ). Вы ему не верьте, покамест я не приду сам; когда приду сам, то скажу иначе». Когда он пошевелил верёвкой, его подняли кверху. Тогда куль пришёл к вновь сделанным людям и стал спрашивать: «Что? Торум повелел вам есть морошку и красную ягоду?». И он дал им горсть черёмухи (люм) и сказал: «Вы едите морошку и красную ягоду – от неё сытости нет, а вот если съесть эту горсть черёмухи, то навсегда будешь сыт».

Они не думали есть, но куль уговорил их. Они съели и почувствовали, что сыты. Куль скрылся (манэс). Они продолжали есть черёмуху. Когда Торум пришёл на землю и стал спрашивать, что они едят, они показали. Потом он опять стал показывать, что нужно есть. «Зачем вы послушались куля: он соблазнил вас!» Когда Торум пошевелил их рукой, они упали в разные стороны мёртвыми (хале). Когда потом Торум дунул опять на них, они опять ожили. Потом он им сказал: «Я вас оживил, смотрите – придёт опять куль, будет вас соблазнять, вы его не слушайте; ешьте мурах и урды-рых, которые я повелел вам есть раньше». Затем он создал зайца и сказал им: «Этого можно есть». Затем позволил им есть и малину (урмыл). «Смотрите, – сказал он им на прощание, – не давайте себя соблазнять кулю, ведь вы уже были мёртвые; верьте, это потому, что дали себя соблазнить дьяволу. Теперь я вас оставлю ещё здесь, и если куль будет вас соблазнять, не слушайте его слов, пока я не приду». И показал он им три дерева: сосну (унжы), лиственницу (нанк) и берёзу (хал-сумыт).

После ухода Торума явился куль и стал говорить: «Зачем вам есть эту малину? Что в ней сытного? А вот есть кедр (ногыр-юх), высокое дерево, на нём шишки (ногыр), возьмите эту шишку и будет у вас полная горсть орехов, и вы будете сыты». Когда они съели эту шишку, то увидели, что они нагие, и стали друг друга стыдиться и потом соблазнились друг другом и согрешили. После этого они спрятались в траву (торн). Когда пришёл Торум и стал их звать, они стали откликаться чуть слышно. «Почему вы спрятались?» – спросил он их. Когда он подошёл к ним, они оба сидели на земле и встать на ноги не могли. И сказал им Торум: «Вот я создал оленей (ули), овечек (ош), зайцев (шоур), коров (мисс) и лошадей (лоу), когда будете их употреблять, то кожей их будете одеваться. Когда я говорил вам, что нужно есть, вы не исполнили, теперь оставайтесь на земле».

Не оставил Торум им ни огня (тут), ни котла (пут), оставил только сырое мясо (гяр-ньогы) и сам ушёл вверх, на небо. Спустя некоторое время Торум посмотрел с неба вниз и увидел неисчислимое количество людей на земле, и столько стало людей, что стало тесно, и они стали воевать друг с другом.

«Что выйдет из этого? – подумал Торум. – Надо дать им зиму, чтобы они мёрзли». И народ стал мёрзнуть и умирать от мороза. Потом Торум стал размышлять, отчего осталось так мало народу, да и оставшиеся какие-то полуживые. И он опять спустился на землю. Ходил по земле и думал и увидел камень (кев) и приложил руку к этому камню, и пошёл жар от этого камня. Возле этого камня лежал маленький камень. Когда он взял этот маленький камень и ударил о большой, то большой рассыпался, и потом из него вышла женщина-огонь. От камня пошла дорога (юш), неизвестно куда ведшая, но страшно широкая. Тогда ещё из камня образовалась не целая лодка (хон): то ли нос, то ли корма её – неизвестно. Взял Торум опять камешки и стал друг о друга ударять, и показался огонь. Тогда Торум сделал из берёзовой коры трут (пыгт), изрубил лесину, наколол дров и развёл огонь. Когда он разложил огонь, то собрал народ и стал отогревать у этого огня. Потом стал он думать о том, что нельзя людям жить без варева (горячей пищи), и сделал котёл (из железа ли, из камня ли – неизвестно). И он принёс в этот котёл воды, повесил котёл на палки, убил скотину (то ли корову, то ли овцу – неизвестно), и когда всё сварилось, То- рум сам сел, закусил, и ему показалась пища вкусной. Накормил он остальных, оставшихся в живых, сказав им: «Вот я вам показал пример, как вам варить; вот огонь, вот вода, как я делал, так делайте и вы. Если будете зябнуть, разложите огонь – отогрейтесь. Что добудете и что где достанете – вот так варите и пеките; и питайтесь той пищей, которую я вам посоветовал». Потом он им показал, как добывать птицу перевесами, рыбу – гимгами (пун), как неводить, как колыданить и всякие промыслы. Затем сказал народу: «Больше я не приду к вам, так и живите».

Когда Торум поднялся вверх, то спустя некоторое время стал опять смотреть вниз на землю и видит, что опять народ размножился, все трудятся. И стал думать: «Вот сколько расплодилось народу: соблазнил их дьявол». Стал Торум звать куля к себе и стал говорить: «Ты без моего позволения никого не тронь, не соблазняй, пока не скажу. Когда скажу, укажу на старого или молодого, того и возьмёшь. Половину народа ты возьмёшь, а половина останется мне».

Записано со слов остяка Никиты Кичдышева А. Я. Штернбергом. Литературно обработал Е. Д. Айпин

← Назад к списку

Приглашаем к сотрудничеству
Вопросы и ответы
Строение атмосферы
Тропосфера Её верхняя граница находится на высоте 8—10 км в полярных, 10—12 км в умерен...

Партнеры